otikubo: (Default)
Ottikubo ([personal profile] otikubo) wrote2025-08-11 11:24 am
Entry tags:

Сын классика

В конце восьмидесятых в Грузии самым ярким человеком стал Звиад Гамсахурдия. Он был сыном классика грузинской литературы и сам человеком небесталанным: что-то писал, переводил, защитил докторскую по филологии, боролся с советской властью, призывал к отделению от России, стал грузинским националистом, был арестован, потом выступил по телевизору, покаялся в своих ошибках, признавался, что лучше советской власти и быть ничего не может, получил помилование, вышел на свободу и возглавил протестное движение…

Крикнул Первому секретарю ЦК Компартии Грузии: «Ты агент КГБ!!» На что тот хладнокровно ответил: «Про меня все знают: я генерал КГБ. А вот ты, действительно, агент КГБ»

Советская власть уже издыхала, как постаревший дракон – и сама по себе, и под ударами таких, как он. А рыцари эти, доконавшие дракона, взбирались на его гребень.

Иным народностям, проживающим в Грузии, он обещал «Вы будете у нас жить, как и жили раньше. Гостями грузин. Даже дорогими гостями». Я благодарна ему за это – мы уехали в Израиль, чтобы не оказаться ничьими гостями. У нас в исторической памяти накрепко застряло, как мы побывали дорогими гостями фараона, и чем это кончилось.

Потом случилась мутная история, когда за пару дней до выборов погиб его ближайший друг, соратник и соперник Мераб Костава. Гамсахурдия на краткий срок сделался президентом Грузии, потом был свергнут. Как Дата Туташхия скрывался, уходил горными тропами в сопровождении своего премьер-министра и двух охранников,  и закончил, как он – был убит в доме преданного крестьянина, который дал пристанище ему, умирающему от непроходимости кишечника, и трем его приближенным. Википедия отмечает, что он отказался сделать клизму.  Такая судьба.

 Романисты, окуните ваши перья!